Еда с приставкой БИО
Пищевые фосфаты, нитрит натрия, каррагинан… Это не оглавление научного справочника – это состав обычной вареной колбасы. Причем не самой дешевой. Иногда, читая этикетки продовольственных товаров, кажется, что изучаешь учебник по химии. Естественно, есть «таблицу Менделеева» не хочется никому, поэтому вопрос об органической продукции поднимается все чаще и чаще.
Сегодня практически каждый покупатель знает, что на качественном продукте должна стоять надпись «без ГМО». Идея маркировать продукцию таким образом, безусловно, здравая. Только вот производители уже успели довести ее до абсурда, наделив такой маркировкой… водку! Особо ретивые анонсируют свои продукты как «натуральные» или «органические». И верить им приходится на слово. Но даже если уличить недобросовестных производителей во лжи, то окажется, что их заявление не имеет под собой никакой юридической основы…
На Западе
В странах Европы и США термином «органическая продукция» обозначают сельскохозяйственные культуры или животных, выращенных в естественных экологических условиях, т.е. на полях, где для удобрения почвы используются только органические составы. Облучение продукции растительного или животного происхождения и любая ее обработка химическим путем не допускаются. Упаковка также должна быть экологичной и полностью разлагаемой.
В США стандарты «органической продукции» определены Национальной органической программой (НОП). В ней детально расписаны вещества, методы и технологии, которые могут применяться при выращивании скота, производстве зерновых и других сельскохозяйственных культур. В частности, отмечено, что удобрения для плантаций, полей и садов должны состоять из рыбной муки, птичьего помета, компоста, навоза, остатков растений и других питательных веществ органического происхождения. Уничтожать вредителей «химией» — нельзя. Для борьбы с ними разработаны специальные био-составы.
Производство признается «органическим» только в том случае, если земля для него не меньше трех лет стояла под паром или в течение этого же срока обрабатывалась специальным образом, описанным в НОП. Для получения сертификата американские производители должны предоставить «органический системный план», в котором будут отражены методы и технологии производства, а также способы контроля качества почв и воды.
Правила ведения органического сельского хозяйства в Европе определены сразу несколькими документами по органическому производству, маркировке, переработке, распространению и контролю эко-продуктов. При этом в нормативных документах освещены не только требования к экологичности сельскохозяйственных угодий, но также положения об охране окружающей среды и условиях содержания животных на фермах.
Государственными органами стран ЕС ежегодно осуществляется проверка всего цикла производства эко-продукции – от выращивания культур и скота до поставки конечного продукта на прилавки магазинов. Для того чтобы получить сертификат, европейский производитель обязан в течение двух лет обрабатывать землю в соответствии с требованиями ЕС. Только после этого он может подать заявку на сертификацию своего производства.
Стоит также отметить, что в США и Европе существуют строгие правила маркировки био-продукции. Так, в США для этого используется специальная «органическая печать», которая ставится Министерством сельского хозяйства и является подтверждением «органического» происхождения продукта как минимум на 95%. В Европе у каждой страны свой «знак качества»: Biologisce Agrikultur в Германии, Agriculturе Biologique во Франции, Organic Farmers & Growers в Великобритании, Stats-kontrolleret okologisk в Дании, KRAV в Швеции и т.д.
А что у нас?
В России пока что стандарты органической продукции отсутствуют. В настоящее время нет даже единой концепции развития органического сельского хозяйства. В результате, потребители должны верить производителям «на слово», а это плохо стимулирует продажи и провоцирует нерадивых торговцев и фермеров на обман покупателей.
Добросовестные российские производители, конечно, проверяют продукцию своих поставщиков в независимых лабораториях. Причем, делается это не только до начала сотрудничества, но и с определенной периодичностью в процессе работы. Однако юридически такие проверки ничем не регулируются, а потому качество продукции и любые заявления о ее «экологичности» остаются на совести продавца.
И все же, рынок органической продукции в России постепенно расширяется, хотя пока довольно медленными темпами. Причин низкого уровня спроса немало, и одна из основных — высокая стоимость «экологически чистых» продуктов, цена которых может в 2-3 раза превышать цену обычных. Стоит, впрочем, отметить, что столь высокая стоимость вызвана не только серьезными затратами на производство эко-продуктов, но также транспортными и таможенными сборами, ведь 90% «органических» продуктов поставляется на российский рынок из стран Европы. Кроме того, сейчас российские производители вынуждены получать био-сертификаты в США или Евросоюзе, чтобы иметь возможность продавать свои товары не только в России, но и за ее пределами. Это тоже косвенно влияет на цену био-товаров.
По мнению экспертов, создание в России единой системы сертификации позволило бы значительно ускорить развитие органического сельского хозяйства и производства. Однако до сих пор ни стандартов, ни сертификационного органа, ни системы сертификации в нашей стране нет. Действуют лишь санитарные требования, предъявляемые Роспотребнадзором к эко-продуктам. И все.
В настоящее время Министерством сельского хозяйства разрабатывается закон о производстве и сертификации органической продукции. Он должен установить единые правила производства, реализации и сертификации органической продукции в России. Ожидается, что осенью законопроект поступит на обсуждение в Госдуму и, возможно, вступит в силу уже в 2015 году.